DevEducation совместно с партнёром, IT-компанией WizardsDev, провели 6 ноября международную конференцию «Будущее в IT» в г.Днепр, на которой перед более чем 750 слушателями выступили эксперты в области новых знаний из США, Израиля, Украины, бизнесмены индустрии высоких технологий и учёные с мировым именем. Несколько материалов по итогам конференции – вашему вниманию.
Одно его выступление стоит USD 20 тыс. Нам повезло послушать его бесплатно. Его модели точно предсказывают события мирового масштаба. Его имя — Янир Бар Ям. Он — профессор MIT (Массачусетского технологического института) в Бостоне, главный редактор InterJournal и президент New England Complex Systems Institute (Института сложных систем Новой Англии). Вот об этих сложных системах и пойдет речь. Что это? Правильный ли перевод, спросите? Правда, сложные, не комплексные? Нет. Комплексные — это многосоставные. А сложные — ещё и неделимые на части. Почему? Об этом — ниже.
Для того, чтобы принять решение о том, как строить ту или иную систему, нужно определить уровень ее сложности, взаимозависимости ее частей. Следите за руками. Берёте две емкости. Одна — с водой, вторая — пустая. Переливаете часть воды из одной ёмкости в другую, и свидетельствуете, что свойства воды при этом не изменились. Система простая. Берёте комнатное растение. Алоэ, фиалку, фикус, не важно. Если от растения отрезать пару мелких частей, то маленькие части без надлежащего ухода отомрут, но на само растение это не повлияет. Система простая. А вот если пару частей отрезать, например, от собаки, то это повлияет и на отрезанные части, и на собаку в целом. Чувствуете? В сложных системах, когда что-то происходит с ее частью, то это влияет на всю систему. И, чтобы заметить ее свойства, нужно смотреть не на части системы, на на её всю в комплексе.
То же самое — со странами. Если в Украине что-то происходит, то это влияет на весь мир, хотя мы не всегда это осознаём. То же самое касается мировой транспортировки нефти, доставки еды. Чтобы заметить, как взаимодействуют между собой элементы системы, нужно смотреть, как ведёт себя вся система. Как, например, чтобы заметить уникальные свойства стаи птиц, надо смотреть не на поведение одной птицы, а всей стаи. Так и с людьми, которые передвигаются на работу и с работы, или что-то публикуют в социальные сети. Надо смотреть на всех, не на одного. Потому что есть множество людей, которые делают одно и то же. А есть множество людей, которые делают разные вещи. И множество тех, кто делает то одно и то же, то разное. Математика как она есть.
Вот появление террористического Исламского государства и кризис беженцев из арабских государств почему произошли? Наверное, Арабская весна повлияла. А она почему произошла? Стандартный ответ — существование диктаторов, которые, что называется, «довели» страну. Но стоп, ведь они по 40 лет сидели! Да и сейчас в отдельных странах некоторые, пардон муа, сидят, никому не мешают. Итак, анализ сложных систем говорит, что к этому привели голодные бунты. А к ним — рост цен на еду в мире. А к нему — рост цен на автомобильное топливо в США. А к этому — спекуляции на товарных рынках. А к ним — переток ипотечных денег с фондовых рынков на товарные. А к нему — крах ипотечных агентств Fannie Mae и Freddie Mac. И т.д. Вот вам каскад уязвимостей, соединённый в одну большую цепь событий. При рассмотрении сложных задач их нельзя разделить на куски, так как каждая мелкая часть влияет на другую и причинно-следственная связь между частями критически важна. Ведь правда: нажатие «здесь» часто имеет последствия «там» из-за взаимозависимости. Выявление таких взаимозависимостей — это раздел анализа сложных систем.
Несущественно, изучать в этом русле социальные организации или биологические организмы. Но выводы у ученых интересные. И они — о нас и о нашей работе. Главный: если вы хотите делать что-то сложное, или просто совладать со сложным окружающим миром, вы сами должны быть чем-то сложным, нелинейным. И проблемы большинства иерархических организаций, где правит одно лицо — система не может быть более сложной, чем человек, который этой системой управляет. Окружающий мир становится всё более сложным, и система — уже более сложная, чем один индивидуум. Он в одиночку не может совладать со сложным миром. Опаздывает. Ошибается. Нас ждут организации без лидера, т.н. «распределённые» организации, которые будут единственно конкурентными в новой реальности. В будущем люди будут смеяться, что когда-то за ними осуществляли централизованный контроль. А это означает, что в современном мире важнейшее качество — умение работать с другими людьми. Общество — у самых истоков трансформационных преобразований.
Вот честно: если бы я самым непосредственным образом не столкнулся с такой корпорацией, где нет одного лидера, то не поверил бы. Люди выполняют проекты, в каждом из которых есть руководитель. Временный руководитель проекта. И в это же время в компании делается еще 40-50 проектов. Где этот же самый человек — никакой не руководитель, а рядовой исполнитель, член проектных команд, в каждой из которой — свой, другой PM (Project Manager). Это очень трудно осознать, если не столкнешься лично. Это напоминает нейронные сети из людей, у которых нет места эмоциям, где есть только драйв и взаимоуважение. Это и правда очень странно для нас сегодняшних. И страшновато. Но это — наше будущее. Похоже, будущее очень близкое.
Автор – Дмитрий Дригайло, Директор по внешним связям DevEducation.
P.S. Напомним, Янир Бар Ям – президент NECSI, ведущего американского исследовательского центра со штаб-квартирой в Кембридже (штат Массачусетс, США), Международная IT академия DevEducation подписала соглашение о партнёрстве с, NECSI 24 октября 2019 года. Это очень многообещающее и полезное сотрудничество для академии.
Соглашение о партнёрстве предполагает, среди прочих, следующие виды действий:
– Взаимные посещения партнёров академическими и техническими специалистами;
– Обмен образовательными программами, материалами, исследованиями, публикациями и академической информацией;
– Организация совместных исследований и публикаций;
– Совместная организация конференций, семинаров и других академических и образова-тельных мероприятий;
– Совместное проведение технологических тренингов и административных программ.